Существуют пустые конфликты, когда проявление грубости, резкости, раздражения со стороны собеседника обижает партнера. Следует помнить, что проявление негативных чувств может быть результатом нездоровья, плохого самочувствия нашего собеседника (70 % детей с кишечно-же-лудочными заболеваниями обычно проявляют резкость и раздражительность в общении).
Проявление заботы, внимания к человеку в этом случае быстрее снимет конфликт, чем наша обида.
При содержательных конфликтах (столкновение оценок, потребностей и т. д.) необходимо грамотное их разрешение.
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их взаимоотношений.
При разрешении конфликта с детьми необходимо использовать алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.
1. При вступлении в конфликт:
- определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
- определите ваши ценностные альтернативы;
- выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
- проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
- определите причины возникновения конфликта (те противоречия, которые привели к его возникновению, цели и мотивы участников конфликта;
- проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
- выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
- определите свои задачи (каков должен быть позитивный результат, удовлетворяющий интересы обеих сторон и улучшающий дело);
- выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов решения конфликта.
2. Возьмите на себя управление разрешением конфликта:
- проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
- в начале переговоров используйте «Я-сообщение», «Активное слушание»;
- дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
- не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
- обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
Ю. Б. Гиппенрейтер предлагает способ «беспроигрышного разрешения конфликтов» с детьми. Его технология:
- Активное слушание.
- «Я-сообщение».
- Сбор возможных решений: «как же нам быть?».
- Оценка предложенных решений и выбор наилучшего.
- Детализация принятого решения.
- Выполнение принятого решения, контроль.
- Анализ осуществленного дела.
Лучше, если деятельность будет анализировать сам ребенок, например, после вопроса: «Как у нас идут дела?».
Как избежать ненужных конфликтов? Существует ряд правил:
- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.